Предыстория храма Саввы Сербского в Екатеринбурге началась со Славянской школы. Своим возникновением эта школа обязана педагогу-новатору Лианне Петровне Никитиной, которая в начале 1990-х заложила в программу обучения помимо общеобразовательных предметов изучение истории славянских народов, славянские языки, русскую философию, а главными целями воспитания детей были поставлены верность духовно-историческому наследию и любовь к Родине.
Крепкая дружба связывала школу с разными учебными заведениями и общественными организациями балканских стран. Несколько раз ученики Славянской школы приезжали в Сербию, летом в международные детские лагеря, а зимой на праздник Святого Саввы, который в Сербии почитается как покровитель школ и просвещения, а день его памяти широко и торжественно отмечается по всей стране.
В 2002 году архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий благословил мне, священнику Олегу Вохмянину, окормлять Славянскую школу города Екатеринбурга, где по желанию родителей для детей был введен новый предмет –– «Православная этика». Директор школы Лианна Петровна тепло встретила меня. В свое время я окончил Уральский политехнический институт по специальности «радиоинженер» и по просьбе учредителя и директора школы начал вести в ней также уроки физики.
С приходом священника стали одобрительно говорить об открытии при школе храма в честь святителя Саввы Сербского как символа русско-сербского православного братства. Замысел создания на Урале храма, посвященного одному из самых почитаемых в Сербии святых, возник как отклик на трагические события 1999 года в Югославии, когда под ударами натовской авиации горела древняя и прекрасная балканская земля, гибли ее люди, пустели села и города, рушились сербские православные храмы и монастыри. Юные сербы из города Крагуевац, пережившие 79 дней натовских бомбардировок, в августе 1999-го приехали в Екатеринбург в гости к ученикам Славянской школы, инициировавшей эту встречу и взявшей на себя расходы по перелету, проживанию и психологической реабилитации 24 сербских школьников, среди которых была и Елена Томашевич –– ныне знаменитая сербская певица. Общение ребят по старинному славянскому обычаю завершилось обрядом побратимства.
25 января 2003 года в день памяти святителя Саввы Сербского архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, посетил школу и благословил создание архиерейского подворья во имя Саввы Сербского, назначив меня настоятелем подворья. Для будущего храма директор школы выделила помещение с двумя входами –– с улицы и из школьного коридора, а также стройматериалы. Мы с Геннадием Анатольевичем обшили помещение деревом, храм получился светлым и теплым. Первое богослужение состоялось на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля 2003 года. Под слова праздничного тропаря «Днесь спасения нашего главизна» начал свою историю храм Святого Саввы Сербского в Екатеринбурге –– единственный в России, на границе континентов Европы и Азии, на рубеже веков и тысячелетий.
Храм оказался также первым и единственным в обширном микрорайоне города, и на молитву сюда потянулись местные жители. 9 февраля 2004 года храм посетили архиепископ Викентий и Митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий, прибывший из Сербии. Ученики Славянской школы выступили на празднике с концертом, где исполнили старинные русские народные песни и песни о святом Савве на сербском языке.
Наш маленький храм служил делу сохранения и укрепления духовных уз православных народов России и балканских стран. Однако к сентябрю 2005 года Славянская школа была вынуждена переехать в другой район, и прихожанам школьного храма приходить стало некуда. «Как быть?!» — обратился я к владыке Викентию. «Служите, где Бог пошлет, — ответил владыка, –– надо сохранить общину».
Начался домашний этап –– богослужения проводились по квартирам прихожан. С радостью люди предоставляли свое жилье для совместной молитвы, надеясь, что под строительство храма все же будет выделена земля. В администрацию города отправляли коллективные прошения от общины, собирая каждый раз все больше и больше подписей. В 2008 году Администрация Екатеринбурга, наконец, выделила общине земельный участок. Архиепископ Викентий и Митрополит Амфилохий благословили возведение храма во имя Святителя Саввы Сербского в сербско-византийском стиле по проекту, предоставленному общине в дар от архитектора Предрага Ристича.
Поднять сразу такое строительство верующим было не по силам, и было принято решение построить сначала небольшую деревянную церковь. По совету Митрополита Амфилохия храм посвятили преподобному Симеону Мироточивому –– отцу святителя Саввы. Строили по достатку, оттого и неспешно, что впрочем, содействовало возможности поучаствовать в строительстве каждому. Даже бабушки, объединившись в группы, тянули наверх бревна при помощи веревок. За общим делом люди хорошо узнавали друг друга, дружба крепла. Вместе с прихожанином Андреем Лузиным мы поставили сруб, выложили печь и построили купол. Юрий Прокопенко и Сергей Балин выложили пол плиткой. Виктор Антонов украсил храм нарядной деревянной резьбой, Виталий Игнатьев выполнил роспись иконостаса. Виталий Бижов покрыл восьмерик прозрачной кровлей — само Небо встречало общую молитву.
В 2009 году на праздник Троицы в новом, еще недостроенном здании храма начались богослужения, в последующие годы церковь была достроена и ухожена.
Рядом соорудили временное здание для проведения огласительных бесед, воскресной школы и проведения праздников. Были разработаны и согласованы с профильными организациями технические решения, многократно снижающие затраты на последующее строительство и эксплуатацию храмового комплекса, который, помимо двух храмов, включал в себя здание Духовного центра.
В 2014 году начались подготовительные работы по фундаментам второго храма и Духовного центра, но неожиданно для всех произошли события, в ходе которых общине пришлось защищать храм преподобного Симеона Мироточивого от сноса.
Нам сообщили (в июле 2014 года) о назначении нового настоятеля, меня оставили клириком прихода. Обоснование в указе — «неэффективное использование земельного участка». Новый настоятель вскоре представил генплан, на котором действующей деревянной церкви Симеона Мироточивого уже не было.
Позднее выяснилось, что некая греческая община с благословения нашего священноначалия решила построить здесь свой храм, посвященный святителю Спиридону Тримифунтскому.
Будто и не было стольких лет жизни общины и народного храма, живого символа русско-сербской дружбы, которую в одночасье предали забвению и пренебрегли интересами духовно-исторического и геополитического значения.
Был брошен клич за сохранение бревенчатой церкви святого Симеона Мироточивого –– настоящего народного храма, возведенного руками доброхотов, простых людей, а также за продолжение строительства по сербскому проекту храма святителя Саввы, единственного в России, символа славянского единства.
Храм, с Божией помощью, отстояли. В 2015 году был назначен следующий настоятель. Казалось, можно возобновить работы по сербскому проекту? Увы, новый священник инициирует новый проект. Зачем!? — Дальше и вовсе начались чудеса. После того, как было получено разрешение на строительство, он пишет прошение на … перевод в другую митрополию и вскоре уезжает.
Череду в 2018 году принимает следующий настоятель, который начинает заниматься подготовкой земельного участка (хотя эта задача была решена под сербский проект в 2014 году с получением всех необходимых согласований). В результате миллионы приходских рублей попросту «уходят» в землю, а настоятель в череде, как «по сценарию», подаёт прошение о переводе и в мае 2022 года покидает храм и митрополию.
Назначают настоятелем ещё одного священника, — здесь и вовсе дело встало. — «У прихода нет денег» — заявляет новое духовное лицо. Тогда как только ленивый не знает, что сумма поступающих в приход пожертвований достаточна для того, чтобы вести строительные работы.
Подытоживая, заметим, что за более чем десять лет административного управления приходом НИЧЕГО построено не было.
Это краткое описание случившегося, с одной стороны, приглашает к сравнению общинного уклада приходской жизни с административным чиновничьим укладом, указывает на свойства того и другого, и этот разговор необходим. Но сейчас важно указать на другое — не Сам ли Бог хранит таким образом благословение двух архиереев на строительство храма Саввы по сербскому проекту!?
Вспомним, что объединяет и роднит Россию и Сербию. В месяцеслове Русской Православной Церкви более восьмидесяти имен сербских святых. Среди них два имени –– Симеона и Саввы, отца и сына –– особо почитаемы сербами: Симеон собирал сербские земли, Савва утверждал на них православную веру.
Народ Србски просветила,
Земљу Србску осветила.
Вера вечна, вера славна,
Наша вера Православна!
Сербия чтит память русских святых –– преподобных Антония Печерского, Серафима Саровского, Сергия Радонежского, благоверного князя Александра Невского и многих других. Храмы в честь русских святых украшают сербскую землю. Святитель Савва избрал путь монашества, отправившись в юношестве на Святую Гору Афон с русскими монахами, и стал монахом. «Кормчая книга», сборник канонов и правил, составленная русскими монахами и святителем Саввой, устраивала церковную и общественную жизнь в России и Сербии. Предки святителя Иоанна Максимовича, бежавшие из Сербии от турок, нашли приют в России. В битвах XIV века –– русские в Куликовской в 1380 году, а сербы в Косовской в 1389 году –– наши народы бились за свою свободу и православную веру, «за Крст часни и слободу златну».
В настоящее время Сербия переживает не лучшие времена — влияние Евросоюза, США и НАТО, украинские беженцы и релоканты из России с антироссийскими взглядами — все это деформирует мировоззренческие основы сербского народа, особенно молодежи. И в такой ситуации строительство храма святителя Саввы Сербского в Екатеринбурге по проекту известного сербского архитектора становится важным шагом укрепления позитивного образа России в современном сербском обществе, делом стратегическим, отрицать которое было бы политической близорукостью и духовным неведением.
Сейчас в Республике Сербской возводится Спасо-Преображенский храм в традициях русского зодчества по проекту, подготовленному специалистами Московского архитектурного института. Храм будет иметь три придела: во имя Преображения Господня, Царственных Страстотерпцев Романовых и святых Симеона и Саввы Сербских. Братским ответом на возведение этого храма могло бы стать возобновление строительства на Урале храма святителя Саввы Сербского, рядом с храмом во имя его отца Симеона Мироточивого, в традициях сербского зодчества. Надеюсь, что так и случится по молитвам святого Саввы.
Священник Олег Вохмянин
Екатеринбург, 2024