Необходимость Оглашения

Православная церковь никогда не ставила понимание условием крещения. Более того, она утверждает, что истинное понимание становится возможным только благодаря крещению; оно скорее плод и следствие крещения, чем его условие. [Прот. Александр Шмеман]

Новою тварью становится христианин в крещении. Из купели человек выходит не таким совсем, каким туда он входит. [Свт. Феофан Затворник]

Человек облекается во Христа. “Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся” ( все вы во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал.3.27)) — поется во время обхождения крещаемыми купели. Принять крещение — значит умереть для греха и ожить во Христе и со Христом.

Одна есть смерть за мир, и одно воскресение из мертвых, образом которых служит крещение. Поэтому Домостроитель жизни нашей, Господь, положил с нами завет крещения, имеющий в себе образ смерти и жизни; изображением смерти служит вода, а залог жизни подается Духом. [Свт. Василий Великий]

Во Христе человек усыновляется Богу: он уже не чужой Ему и “ не раб, но сын “ (Гал.4.7).
Дар Божий обновляет человека. Св. Диадох, объясняя силу крещения, говорил, что:

До крещения грех живет в сердце, а благодать извне действует, тогда как по крещении благодать вселяется в сердце, а грех действует извне.

Но “не вливают вина молодого в мехи ветхие”, также и для Божиих даров необходимо сердце ответственное, жаждущее Бога: “готово сердце мое, Боже, готово сердце мое! “ (Пс.107.1).

Дары крещения, — говорил свт. Феофан Затворник, — оправдание и возрождение, запечатлевают собой внутреннейшие изменения, которые должны происходить в сердце приступающего к Господу прежде крещения и которыми собственно полагается основание, начало и зарождение жизни истинно-христианской. Сии изменения суть покаяние и вера, как требовал и Сам Спаситель от всех, приходящих к нему, говоря: покайтесь и веруйте в Евангелие (Мрк.1.15).

Призыв к покаянию требует не одного только раскаяния через признание себя грешником, но и реального изменения жизни человека: семенам веры нужна подготовленная почва — и тогда быть возрождению. Здесь человеку не справиться только своим разумением и своими силами – необходимо наставление и руководство церкви.

Так как человеку нельзя спастись без Бога, а Богу нельзя спасти человека без человека, то христианская вера учит с одной стороны тому, что Бог соделал для спасения человека, с другой стороны тому, что должен сделать человек для того, чтобы улучить спасение. [Свт. Феофан Затворник]

Различные побуждения могут привести человека к порогу Церкви и мы, служители Христовы, каждого приемлем и каждому будем возвещать истины веры, прежде, нежели приидет Жених душ Иисус и увидит одежды.

Но для крещения основанием являться может лишь одно желание – желание “сочетаться со Христом”. Любопытство, дань традиции, угождение кому-либо и иные множественные причины быть этим основанием не могут. Ибо на брачный пир должно войти в брачной одежде, в светлой одежде целомудрия, иначе же вода тебя примет, но дух не примет. Если ты находишься здесь телом, но не находишься духом, то это безполезно.

Приступил некогда к купели Симон волхв, крестился, но не просветился; тело омыл водою, но сердца не просветил Духом; тело входило в купель и вышло из оной, а душа “не спогреблась Христу и не совостала с Ним” ( Кол.2.12; Рим.6.4; 1 Кор 10.2)… Да не дерзнет кто из вас искушать благодать, говоря, посмотрим, что делают верные. [Свт. Кирилл Иерусалимский]

Очевидно, что желанию должно предшествовать знание предмета желания. Так и желанию “сочетаться со Христом”

предшествует познание Господа нашего Иисуса Христа или познание устроения спасения в нем. Такое познание есть необходимое условие к рождению веры или точка, с которой начинается образование, ибо как веровать, не зная предмета веры? … И как уверуют, говорил Апостол, если не услышат от проповедника ( Рим.10.14 ).

Потому и поставлено у Господа Промыслителя законом: всем всюду проповедовать, да покаются. (Деян.17.70). Вера от слышания, а слышание от слова Божия. (Рим.10.17). И сей глагол от Апостолов чрез их преемников возглашается теперь во всех концах земли.

И вот существенная нужда оглашения сказания общего, спасительного порядка Божия, — необходимость общеизвестности лиц и места, куда должен обратиться за истолкованием возбужденный, чтобы не потерять напрасно возбуждения или чтобы не блуждать с ним по распутиям, истощая бесплодно силы и время. Катехизическое учение должно быть слышимо (и действительно слышится) в Церкви. [Свт. Феофан Затворник]

Актуальность этих слов свт. Феофана, его призыва, в наше секулярное время, как никогда очевидна. Возрождение церковной жизни должно начинаться с тех шагов, которые для входящих в Церковь, являются первыми. Поэтому необходимо обратиться к опыту катехизации и ранних веков и современному, которым Церковь обладает и который умножается.

Нельзя оставить без внимания особенности нашей эпохи, ее искушения, соблазны и предрассудки, ослепляющие и делающие нечуствительной душу современного человека. Искажения, вроде “узаконенного порядка вещей”, когда скажем, на работе или в семье налицо компромиссы в области этики, могут быть еще не самыми трудными вопросами, стоящими перед оглашаемыми, в решении которых катехизатору предстоит участвовать в полной мере.

Оглашение не может быть делом только желающих в нем участвовать,- это задача и жизнь всей церкви, и, значит, необходимо создание и развитие путей оглашения, необходим серьезный, глобальный обмен современным опытом, необходима опытная и методическая помощь “самодеятельности”, часто не представляющей целей и не разбирающейся в средствах. Не преподавание “ Закона Божия”, но приведение оглашаемого ко Христу — вот цель оглашения, по достижении которой рождается в человеке стремление “сочетаться со Христом “.

Можно крестить человека, который умирает со Христом и оживает с Ним ( … ) и нельзя крестить человека, который приобрел точку зрения на жизнь, где есть место для Бога, для Христа, для Церкви, для таинств и для других объектов. Вот почему можно было, в разные века, крестить людей с очень разным богатством знания, конкретной, умственно разработанной веры: не в этом дело. Тот, кто умер со Христом, кто ожил с Ним, принадлежит иному миру: тот же, кто только имеет об этом представление и считает, что это достаточно достоверно и убедительно (…) — не христианин еще. [Митр. Антоний Сурожский]

Также и по слову свт. Феофана, “ существо жизни христианской состоит в Богообщении о Христе Иисусе Господе нашем “, потому и человек, пройдя оглашение, должен, перефразируя высказывание святителя, войти не в число христиан, но стать христианином. Оглашать — задача важная и трудная. Кто должен это делать? — Предоставим ответить на этот вопрос опять же свт. Феофану.

Кто убежден, что святая вера есть единая истинная, тот не может молчать о ней. Кто любит ближнего своего, всякого человека, искренно и желает ему истинного, прочного и вечного блага, тот может ли удержаться, чтобы не возвестить ему истинного пути ко спасению, открываемого святою верою? Кто любит Бога и ищет славы его, может ли не ревновать, да познают Его и посланного Им Иисуса Христа (Ин.17.3). Так убеждение в истине, любовь к Богу и ближним требуют, чтобы всякий, знающий веру и имеющий слово, громогласно возвещал всем истинный путь спасения в вере. Тут нет нужды дожидаться власти и прав. Когда душа горит ревностью святою, трезвенною и умоляющей, — возвышай голос. Само собою, разумеется, что преимущественно долг сей лежит на освященных лицах, как на то исключительно учиненных. Но и всякому другому как можно заградить уста, когда он возвещает истину, в которой убежден и которую возлюбил душевно? Позволить проповедовать всякое без разбора убеждение пагубно; но возглашать истину, всемирно известную, Богом открытую, точно и ясно определенную, как неизменное правило для всех людей и во все времена, это и для действующего и для других спасительно. И не только возглашать, но и деятельно заботиться должно об успехах слова истины.

Итак, перед нами христианами, стоит задача — вернуть таинству вступления в Церковь всю полноту его, “ для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви “. Еф. 4:12-16.

Священник Олег Вохмянин, 12 апреля 2004 г.



ruskline.ru/neobhodimost_oglasheniya

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *