Комментарии к ответу епископа Воскресенского Саввы от 17.11.2015

Полный текст и бланк ответа здесь. Ответ епископа основан на сведениях, предоставленных ему осведомителем из Екатеринбурга.


Итак, в ответе сообщается:

«По сведениям из Екатеринбургского епархиального управления,  в густонаселенном Комсомольском районе города Екатеринбурга было принято решение о строительстве православного храма, который в перспективе мог бы стать духовным центром района и местом просветительской и миссионерской работы».

Необходимость строительства храма в микрорайоне (в 4 км от центра Екатеринбурга) с 80-тысячным населением стала насущной с начала 90-х годов. Множественные обращения Екатеринбургской епархии к городским властям, сборы подписей, к сожалению, были безуспешными — получить землеотвод не удавалось. Ни в 90-е, ни в нулевые года.

Эту задачу решила наша община — молитвами и предстательством святителя Саввы Сербского и заботами общины землеотвод был получен в 2008 году. Сразу начали строить — для этого землеотвод и получают.

Община образовалась при школьном храме в 2003 году. Лишившись помещения в 2005 году, сохранилась, и по благословению архиепископа Викентия, до Недели Святой Пятидесятницы 2009 года совершала богослужения по квартирам прихожан.


«Настоятелем архиерейского подворья во имя святителя Саввы Сербского, в задачи которого входило осуществление данного проекта, был назначен иерей Олег Вохмянин …».

Иерей Олег Вохмянин был назначен настоятелем архиерейского подворья во имя святителя Саввы Сербского шестью годами ранее — в январе 2003 года. Перед ним была поставлена задача — обустроить помещение, предоставленное Славянской школой, проводить в храме богослужения и регулярно оповещать жителей о действующем в микрорайоне православном храме. Материалы для храма предоставила Славянская школа, строительные работы были осуществлены священником и его помощником +Геннадием Анатольевичем. Оповещения разносились по почтовым ящикам, объявления размещались на рекламных досках подъездов. Поставленная задача была выполнена.

Характеристики помещения. Общая площадь = 82 кв.м, отдельный вход со стороны жилого массива, внутренний вход для учеников и преподавателей, санитарная комната, комната для трапезной и занятий. В большой комнате = 50 кв.м. был размещён храм.

В Славянской школе храм находился 2.5 года. Это был первый этап.

Оценка: сведения в ответе епископа Воскресенского недостоверны.


«… иерей Олег Вохмянин, который обладает своеобразным мнением о церковном устройстве, заключающимся в создании малочисленной группы прихожан».

Что подразумевал осведомитель епископа под «созданием малочисленной группы прихожан»?

Если посмотреть на списки оглашения, то к дате ответа епископа Саввы — 17.11.2015 — на приходе годичное оглашение прошли более 100 человек. После этой даты — столько же.

По обиходному варианту — воцерковление через исповедь — людей тоже прибавилось немало. Воцерковлённые из других приходов, — и такие люди стали прихожанами нашего храма — по месту проживания.

Следует отметить, что к раздуванию мифа о «малочисленной группе прихожан» причастны лица, должные наблюдать за благочестием в приходах Екатеринбурга. Более того, они называли общину сектой. А можно было бы просто поступить по совету Филиппа, —

«Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри». Ин.1:46., —

— не умножая сущностей без необходимости. Увы, никто жизнью приходской общины не интересовался, не знакомился с людьми, и, выходит, питался лишь сплетнями, анонимными сообщениями и собственными домыслами. Миф укреплялся и при случае был донесён до Московской патриархии.

Оценка: сведения в ответе епископа Воскресенского Саввы недостоверны.


«Изоляционизм и малочисленность общины привели к материальным трудностям, которые были решены путем сдачи прихрамовой территории в аренду под коммерческую автостоянку».

Люди у нас — небольшого достатка. Материальные трудности были, — многие работы выполняли своими силами. В период с октября 2005 года по июнь 2009 (первая служба в достраивающемся храме во имя прп. Симеона мироточивого) община служила по благословению владыки Викентия по квартирам, где «Бог пошлёт». Много ли войдёт в двух-трехкомнатную квартиру людей?

«Помогали» некоторые местные священники, и им вторили злые языки: «Секта! Не ходите туда!» — Некоторые верующие, которые приходили в школьный храм на богослужения, к сожалению, прислушивались к этим наветам. Подобные высказывания озвучивались и в последующие годы.

Автостоянка располагалась на земельном участке задолго до нашего появления, и с её хозяевами договорились просто: за стоянкой — присмотр за деревянным храмом до начала строительства храмового комплекса. Охрана была действенной. Платы за пользование землей с автостоянки храм не брал.

Подобное возможно случилось уже после июля 2014 года. Осенью 2014 года для разговора с держателем стоянки приезжал глава финансово-хозяйственного управления Екатеринбургской епархии Алексей Наконечный. Во всяком случае, следующий настоятель (после иеромонаха Лавра), прот. Николай Троицкий, плату со стоянки получал. Со слов начстоянки, прот. Николай к концу своей вахты размер взноса «задрал до небес», — после чего, как в сказке А.С.Пушкина, оказался у разбитого корыта.

Оценка: сведения в ответе епископа Воскресенского Саввы недостоверны.


Чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, настоятелем храма был назначен другой священник, который в короткие сроки смог:

1) организовать активную приходскую деятельность,

2) подвести необходимые коммуникации к зданию храма,

3) разработать проект нового двухэтажного храма, один из престолов которого действительно посвящен святителю Спиридону Тримифунтскому, центральный престол остается в честь святителя Саввы Сербского.

В июле 2014 года настоятелем был назначен иеромонах Лавр (Коротков).

1) Изменений в приходской деятельности за год его настоятельства не случилось.

2) Все необходимые коммуникации к храму были уже подведены в 2009 году, т.е. за пять лет до появления иеромонаха Лавра.

3) Согласно проекта, храм, который должна была строить греческая община (именно этому застройщику митрополит Кирилл решил отдать наш земельный участок с построенным храмом) — однопрестольный. Если «центральный» престол — в честь святителя Саввы, то где можно разместить престол в честь святителя Спиридона? — В подвале, спереди купели для крещения?

Во-первых, расстояния между купелью и передней стеной очень мало — меньше полутора метров (по проекту).

Во-вторых, благотворитель, очевидно желал построить однопрестольный храм во имя свт. Спиридона Тримифунтского чудотворца и намерения своего не менял.

Итак, центральный (и единственный) престол в храме, который собиралась строить греческая община, посвящается святителю Спиридону Тримифу́нтскому чудотворцу. Как следует из сообщения новостного сайта, образ храма воссоздавался крайне бережно, «благодаря кропотливой работе в архивах Греческой церкви в Афинах«.

Но первому заместителю управляющего делами Московской Патриархии, епископу Воскресенскому Савве сообщают, что центральный престол будет в честь святителя Саввы Сербского, а храм будто бы сделают двухэтажным…

Кроме того, согласно «греческого» проекта, построенный общиной храм был определен к … сносу.

Оценка: сведения в ответе епископа Воскресенского Саввы недостоверны.


Итак, сведения, предоставленные из Екатеринбургского епархиального управления в Московскую патриархию, недостоверны. С какой целью осведомитель донёс ложную информацию — оставим на раздумье читателю.

С 2014 года, настоятелями побывали четверо. За более чем 10 лет ничего построено не было.